Сейчас и интернете в целом, и на этом сайте в частности, полно информации по этому вопросу.
Конечно же, если делать своими силами и руки из правильного места, то получается дешевле. Особенно если есть инструменты(и монтажная пила) и толковый сварщик
Поделюсь конкретно моим случаем для разнообразия.
Я заказывал металл с Одессы в Херсон вначале этого года прямо перед подорожанием успел. Получилось дешевле(это уже с учетом доставки) на 10-15% если бы брал по месту.
На 85 фотомодулей(2112х1065 мм) построили(остались последние штрихи) конструкцию на двух опорах три ряда книжное расположение. Кроме этих 85 получилось еще вакантных мест для 5 фотомодулей на случай, если захочу восполнить мощность через 5-7 лет либо нужно будет что-то изменить после практического анализа тени.
Фото чертежа одной конструкции(на фото 7+3 пролетов, на чертеже 5 пролетов) прилагаю в прикрепленных файлах. Фото готовой(почти) конструкции так же прилагается.
Стальной профиль использовался такой:
80х60х3 54 м х170 = 9180 грн
80х40х3 72 м х145 = 10440 грн
40х40х3 210 м х90 = 18900 грн
40х40х2 84 м х66 = 5540 грн
Стоимость профиля 44000 грн
Доставка профиля 3000 грн
Из обрезков сварили отдельностоящую конструкцию для инвертора, распредящика и стабилизатора (для дома чтобы не спалить технику станцией
). Фото также прилагается. Добавлю еще и фото после облицовки ее листами металла, чтобы видно было что в итоге получится.
Также в заказ металла можно добавить материал для столбиков(при необходимости) для воздушной проводки кабеля и уголок+пластина для монтажа заземления(можно погуглить что нужно для заземления).
Длина пролета 3.22 м с периодичностью ровно три панели+три прижима и все это с начальным смещением(чтобы болты не попадали на несущие балки).
Опираются ноги на двухметровые закрученные геошурупы.
Геошурупы заказывал в Сумах по 700 грн/шт.
Вариант с шурупами на 30-50% дороже чем бетонировать, но мы стараемся не гадить бетоном в землю и эстетика приятнее.
Я покрывал металлопрофиль составом Delfi 3 в 1 в два слоя непосредственно перед сваркой-сборкой. Но мне кажется, лучше было бы вместо этого покрыть отдельно грунтовкой и затем краской. После сварки конечно же обновить оба покрытия.
Могу поделиться контактами одесской компании по металлу и контактом очень хорошего недорогого сварщика(Херсон) и его помощников, упакованных инструментом. Делают качественно, берут недорого.
Первую нашу станцию строили руко..опы(конструкция сильно прогнулась при установке панелей и пришлось переделывать) и они за такую работу выставили цену по металлоконструкции $5800-6000. Своими силами нам обошлось порядка $2800. Постройка(в неспешном темпе) заняла у нас порядка 30 человеко-дней.
Если тут не отвечаю, то пишите на
my.favourite.job777@gmail.com.
Корректировки для моего сообщения от 24 мая 2021г.
Для тех, кто не любит читать много букв, вот краткая версия:
рекомендации:
заменить трубу 40х40х3 на трубу 60х40х2
заменить трубу 80х60х3 на трубу 80х40х3 или на швеллер 6.5П(или 6.5У)
или уменьшить длину пролета до 295см
Достоинства:
дешевле
жестче
легче
проще сверлить
Недостатки:
добавить дополнительные раскосины(в случае использования швеллера) для обеспечения боковой жесткости
бОльшая длина болтов(+20мм)
корректировать/пересчитывать параметры чертежа
Осторожно, много текста:
Мучила меня мысль и комментарий, что более трех метров междуопорное расстояние - это многовато для профильной трубы 40х40х3. Конструкция уже построена по чертежу, что я выкладывал ранее и вносить изменения поздно, но раздумывать - всегда можно
.
О практических результатах чуть позже.
Пришлось вспомнить университетские пары по курсу сопромата и сравнивать прогиб различных профилей(трубы, уголки, швеллеры, двутавры). И посмотрев некоторые справочники, используя онлайн ресурсы расчета на прогиб и инженерные программы, пришел в выводу, что труба 60х40х2(расположение вертикальное конечно же!) ведет себя более уверенно, по сравнению с трубой 40х40х3 в плане сопротивления на прогиб. Более того, она и дешевле на 10%.
В итоге получаем: более жесткие рельсы, легче, дешевле и еще не менее приятный момент - сверлить двойку веселее, чем тройку... Единственный недостаток - это болты, - теперь нужны на 20 мм длиннее(и дороже).
А теперь делюсь практическими наблюдениями именно за той конструкцией, что строилась по чертежу(см. пред. сообщения).
Длина пролета была выбрана исходя из логики, чтобы при монтаже панелей не случилось так, что отверстие в рельсе попадало бы на несущую балку или близко к ней, что утруднило бы работу по размещению крепления. Неохота было проверять все положения(22 шт в ряду) креплений до сантиметров, потому сделано так, чтобы помещалось ровно три панели(+3 межпанельные расстояния) в один пролет. Сместили первую панельку и весь ряд располагается хорошо.
Прогиб посередине пролета(L=322см) не превышал 3-4 мм. Но в нескольких местах наложились еще такие факторы как кривизна профиля, погрешности сварки(как опор так и самих рельс потом), разметка-подготовка под сварку. В итоге в нескольких местах максимальный прогиб составил 6(иногда и 7)мм и кое-где таки пришлось подкладывать пластинки металла толщиной 3-5 мм.
Учитывая теоретические расчеты и комментарии опытных людей, признаю, что мой дизайн конструкции можно было сделать лучше, практичнее, дешевле и надежнее. Это первая станция, построена нами собственноручно, потому ошибок было достаточно много. Спасибо за подсказки и критику!
Если новички будут брать чертеж за базу, то рекомендую взять в качестве рельсов трубу 60х40х2 вместо той, что обозначена как 40х40х3. С этим улучшением, думаю, выходит вполне пригодная конструкция и прогиб получается практически незначителен. Конечно же, можно сделать и лучше, или совсем иного типа. При наличии свободного времени можно рассчитать варианты и со швеллерами в качестве опор/несущих.
Достоинства улучшения:
дешевле
жестче
легче
проще сверлить
Недостатки:
добавить дополнительные раскосины(в случае использования швеллера) для обеспечения боковой жесткости
бОльшая длина болтов(+20мм)
корректировать/пересчитывать параметры чертежа
Также можно уменьшить длину пролета до 295см. В этом случае удобно будет приваривать 6-ти метровые рельсы, перекрывая два пролета так, чтобы стыки рельсов были на несущих балках. В моем случае мы стыковали рельсы попарно, а затем поднимали и сваривали эти сдвоенные уже навесу на конструкции. Некоторым сварщикам удобнее так, другим - иначе.
При этом можно рассчитать стоимость дополнительного(ых) узлов: (2 опоры + несущая) обходятся порядка 2000 грн по материалу + допработа сварщика.
Также можно заменить стойки 80х60х3 трубой 80х40х3 или на швеллер 6,5П(6,5У). Сопротивление на прогиб у него даже больше(в вертикальном положении конечно же), чем у 80х60х3, но боковое - очень малО, но и боковая нагрузка на стол в разы меньше, чем ветровая фронтовая/задняя, потому вполне оправдана такая замена. А в финансовом плане это порядка 20%(замена на 80х40х3) и 35-40%(замена на швеллер) экономии на стойках.
Прошу простить, если уже кто-то пошел по моему пути с моим чертежом и уже построил/скупился до того как я выложил это сообщение.